ru en

Публикации

Как интернет-магазину работать без своей логистической инфраструктуры

Рынок доставки за последние два года вырос и изменился. Алексей Чаплыгин, руководитель направления интернет-продаж OR GROUP (ранее — «Обувь России»), рассказал об основных трендах на нем и дал советы интернет-магазинам по выбору стратегии в логистике

Перед любым интернет-магазином, когда он быстро растет и расширяет географию сбыта, встает вопрос, создавать свою службу доставки, чтобы контролировать сервис на всех этапах, или отдавать на аутсорсинг. Логистика составляет существенную долю затрат в организации онлайн-торговли, поэтому этот вопрос — один из ключевых. 

Если посмотреть на рынок, то за последнее время на нем появилось много сервисов, которые позволяют в короткие сроки доставить заказ в любое место. Создание же своей службы доставки требует значительных инвестиций, поэтому не для всех такой вариант подходит.

Выбор лидеров 

Лидеры рынка, такие как Wildberries, Ozon и AliExpress, создают свою логистическую инфраструктуру. Но здесь важно отметить, что они не только обслуживают потребности собственных онлайн-магазинов, но и предлагают услуги своей экосистемы для других игроков рынка e-commerce.

Они значительно нарастили объемы продаж за последние годы, создали сети пунктов выдачи заказов (либо собственные, либо в сотрудничестве с партнерами; так, у Wildberries в 2020 году число партнерских и собственных точек выдачи заказов во всех странах присутствия выросло в 14 раз, до 91 тыс.), поэтому на определенном этапе для них оказалось рентабельным построить свою инфраструктуру и даже предлагать свои сервисы на аутсорсинг. Так, по данным Data Insight, в 2020 году 64% посылок были доставлены собственными логистическими службами магазинов. 

Почему лидерам это необходимо? Чтобы полностью отвечать перед клиентами за качество доставки и контролировать все этапы. Кроме того, логистика, которая традиционно является для онлайн-ретейлеров расходной частью, может стать источником доходов.

Кооперация как тренд

Специфика российского рынка онлайн-торговли заключается в том, что территория страны довольно большая, при этом много удаленных, труднодоступных регионов, малых городов и населенных пунктов. Одной компании, даже если она лидер рынка, сложно обеспечить быструю доставку в любую точку в таких условиях.

Поэтому выходом из положения стала кооперация. Если посмотреть на рынок доставки, то уже появились различные форматы такого взаимодействия. Например, агрегаторы логистических сервисов — скажем, Shiptor (входит в «СберЛогистику»). Также есть много мелких логистических компаний, которые разработали программный модуль и интегрировали в него пять—семь различных служб доставки. Если интернет-магазин использует такой модуль, то он получает сервис сразу от нескольких логистических операторов; оптимальная цепочка доставки формируется в зависимости от пункта назначения, что очень удобно.

На рынке также распространилась межотраслевая кооперация. Логистическим компаниям не всегда рентабельно заходить в новые регионы, особенно удаленные, и тогда они заключают договоры на открытие пунктов выдачи заказов с розничными сетями. Почему так происходит? Опросы клиентов показывают, что сейчас покупатели интернет-магазинов не хотят ждать доставку, а предпочитают прийти в ПВЗ или постамат и забрать посылку в удобное для них время, лучше всего, чтобы это можно было сделать по дороге домой или на работу.

По оценке Data Insight, в первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. Быстро создать такую широкую сеть можно только в сотрудничестве с торговыми точками. Поэтому такие форматы кооперации получают все большое распространение. AliExpress, например, размещает свои постаматы на базе магазинов — компания сотрудничает с розничной сетью «Пятерочка», с нашей компанией (конкретно с сетью магазинов Westfalika) и другими. Wildberries тоже развивает партнерство с сетями, предприятиями малого и среднего бизнеса по открытию ПВЗ.

Доставка за 15 минут

Один из трендов рынка — клиент хочет получить заказ как можно быстрее. Только своими силами онлайн-магазин такую доставку организовать не сможет, слишком много ресурсов требуется.

Именно в этом сегменте в последние два года появились новые сервисы. Например, Яндекс.Go — сервис быстрой доставки, здесь и сейчас. Компания использует возможности собственного агрегатора такси и предлагает доставку в течение 15 минут. Этот сервис можно интегрировать в систему доставки интернет-магазина.

Еще один интересный сервис — «Самокат», который специализируется на доставке продуктов питания и еды, также обещает все сделать в течение 15 минут. В чем-то он пересекается с Delivery Club и подобными сервисами. Активно развивается 5post — это сервис доставки заказов от партнеров в постаматы и ПВЗ, которые расположены в сетях X5 Retail Group (супермаркеты «Пятерочка», «Карусель» или «Перекресток»). 

Как работать средним игрокам

Создание собственных служб доставки и инфраструктуры — это большие инвестиции. Ozon, например, в 2020 году вложил в развитие 20 млрд руб., в том числе и в создание логистической инфраструктуры. Однако на рынке много средних и мелких игроков. Какую стратегию они выбирают?

На наш взгляд, оптимальным может стать интегрированный подход: частично использовать собственную инфраструктуру, если есть разветвленная сеть собственных магазинов, а частично — отдавать логистическую составляющую на аутсорсинг. Торговые точки могут выполнять функцию мини-складов и пунктов выдачи заказов, что очень удобно.

Расширение структуры региональных складов интернет-магазина позволяет сократить логистическое плечо и уменьшить сроки доставки на Урал и Дальний Восток на три-четыре дня. При
этом можно также использовать сервисы логистических компаний, чтобы не быть ограниченными только регионами присутствия своей розничной сети.

Если география доставки — вся Россия, то строить и содержать собственную службу доставки для средней (и тем более небольшой) компании нерентабельно. Поэтому стоит рассматривать новых партнеров для подключения, которые появляются на рынке («СберЛогистика», «Ozon.Логистика» и др.). В то же время можно встраиваться в логистическую инфраструктуру рынка e-commerce и развивать свои магазины в качестве пунктов выдачи заказов для других игроков. Мы работаем по такой схеме с 15 партнерами и открыли более 2,5 тыс. партнерских ПВЗ.

Почему такой подход оптимален? С одной стороны, важно самим быть частью логистики для партнеров. С другой — пользоваться сервисами для организации собственной доставки. Нужно активно интегрироваться и взаимодействовать с разными партнерами, а кто и в каких объемах будет выполнять доставку — всегда будет зависеть от конкретной ситуации и выбора
покупателя. Главное — предоставить ему максимальное число вариантов, чтобы он остановился на том, который для него наиболее удобен именно сейчас.

Источник: https://pro.rbc.ru/demo/60c8b7829a79471d89298c62


Были ли сведения полезными?